Все о Pascal
Главная
Вход
Регистрация
Суббота, 18.05.2024, 12:45Приветствую Вас, программист Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Уроки Pascal [36]
Мемы - "Типичный программист" [1]
Задачи [10]
Заработок в интернете [14]
Олимпиадные задчи [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Уроки Pascal

Урок 5.

Лекция 6.Алгоритмическая конструкция «ветвление». Простые условия
автор: Садовский Ефим Моисеевич

1. Повторение.
Типы переменных величин, операторы ввода и вывода, структура линейного алгорит-ма.
Основные математические функции (квадратный корень, модуль, целая часть числа, округлить число, целая часть от деления, остаток от деления).
2. Алгоритмы с ветвлением.
    Очень часто в программе мало подсчитать какое-либо значение, необходимо произвести оценку введенных данных или результатов.
    Например, компьютер спрашивает Вашу отметку за четверть по математике и в зависимости от введенной отметки выводит: «Молодец», «Нормально» или «Двоечник».
    В таких задачах при решении возникает слово «Если». Если отметка больше 8 (9, 10), то выводим «Молодец», если от 6 до 8 – «Нормально», если меньше 6 – «Двоечник».
    Оператор для решения задач со словом «Если» - If (if в переводе с английского – если)
    Условный оператор if используется для выбора одного из двух направлений хода программы (последовательности команд, которые должны быть выполнены).
3. Оператор ветвления.
Общий вид:

{полная форма}

if <условие> Then
 begin
 команды1, если условие верно
 end
 else
 begin
 команды2, если условие ложно
 end;

{краткая форма}

if <условие> Then
 begin
 команды1, если условие верно
 end;
 
 
 
 

(В переводе if – если, then – тогда, else – иначе)

где команды1 - команды, которые выполняются если условие истинно;
      команды2 - команды, которые выполняются если условие ложно.
ВНИМАНИЕ! Если в группе <команды1> или в группе <команды2> более одной команды, то данные команды берутся в 'программные скобки':
begin
<команды>
end
4. Условие в операторе If
    Условие – выражение логического типа, которое может принимать одно из двух значений: TRUE (истина – условие выполняется) или FALSE (ложь – условие не выполняется).
    В простых условиях используется только один из знаков: <, >, <=, >=, =, <>(не равно).
5. Порядок выполнения оператора If.
1. Вычисляется значение условия.
2. Если условие истинно, выполняются команды, следующим за словом then.
Если условие ложно, выполняются команды, следующим за словом else.
3. Управление передается командам, следующим за условным оператором.
ВНИМАНИЕ! Перед else точка с запятой не ставится.
ВНИМАНИЕ! Полную форму записи удобно применять в тех случаях, когда значение условия принимает только два значения – Да или Нет, в противном случае лучше использовать несколько кратких форм.
6. Примеры.
Пример 1. Компьютер спрашивает Вашу отметку за четверть по математике и в зависимости от введенной отметки выводит: «Молодец!» (от 8 до 10) или «Надо учиться лучше» (от 0 до 7).
program matem;
 var x:integer;
 begin
 write('Введите Вашу отметку за четверть по математике:');
 readln(x);
 if x>=8 then
 writeln('Молодец!');
 else
 writeln(' Надо учиться лучше');
 end.
    Заметьте, что так как после слов Then и Else только по одной команде, то операторные скобки begin – end можно опустить.
Пример 2. С клавиатуры вводится целое число. Если оно кратно трем, возведите его в квадрат, иначе разделите удвоенное произведение данного числа на три.
program uslovie;
var x:integer;
y:real;
begin
write('Введите число Х=');
readln(x);
if mod 3=0 then
begin
writeln('Число Х кратно трем!');
y:=sqr(x);
end
else
begin
writeln('Число Х не кратно трем!');
y:=2*x/3;
end;
writeln('Результат Y=',y);
end.
    Заметьте, как определяется кратность числа. Если Х кратно 3, то остаток отделения числа Х на три равен 0 (x mod 3=0).
7. Задачи для самостоятельного решения:
1. Выведите на экран большее из двух любых чисел, вводимых с клавиатуры.
2. Что больше: периметр квадрата со стороной А или длина окружности радиуса R? (Периметр квадрата = 4*А, длина окружности = 2*3.14*R).
3. В магазине Вам надо заплатить N рублей. Вы подаете продавцу m купюр по k рублей. Определите сколько денег Вам надо добавить или сколько Вам должны дать сдачи.
4. Из пункта А в пункт Б вышел пешеход со скоростью v1 км/ч. Через время t за ним выехал автомобиль со скоростью v2 км/ч. Догонит ли автомобиль пешехода, если расстояние между пунктами А и Б равно S.

К О Н С П Е К Т

1. Оператор ветвления IF
Общий вид:

{полная форма}

if <условие> Then
 begin
 команды1, если условие верно
 end
 else
 begin
 команды2, если условие ложно
 end;
{краткая форма}
if <условие> Then
 begin
 команды1, если условие верно
 end;
 
 
 
 

(В переводе if – если, then – тогда, else – иначе)

где команды1 - команды, которые выполняются если условие истинно;
      команды2 - команды, которые выполняются если условие ложно.
ВНИМАНИЕ! Если в группе <команды1> или в группе <команды2> более одной команды, то данные команды берутся в 'программные скобки':
begin
<команды>
end
2. Условие в операторе If
    Условие – выражение логического типа, которое может принимать одно из двух зна-чений: TRUE (истина – условие выполняется) или FALSE (ложь – условие не выполняется).
    В простых условиях используется только один из знаков: <, >, <=, >=, =, <>(не равно).
3. Порядок выполнения оператора If.
1. Вычисляется значение условия.
2. Если условие истинно, выполняются команды, следующим за словом then.
Если условие ложно, выполняются команды, следующим за словом else.
3. Управление передается командам, следующим за условным оператором.
ВНИМАНИЕ! Перед else точка с запятой не ставится.
ВНИМАНИЕ! Полную форму записи удобно применять в тех случаях, когда значение условия принимает только два значения – Да или Нет, в противном случае лучше использовать несколько кратких форм.
Пример.
    С клавиатуры вводится целое число. Если оно кратно трем, возведите его в квадрат, иначе разделите удвоенное произведение данного числа на три.
program uslovie;
 var x:integer;
 y:real;
 begin
 write('Введите число Х=');
 readln(x);
 if x mod 3=0 then
 begin
 writeln('Число Х кратно трем!');
 y:=sqr(x);
 end
 else
 begin
 writen('Число Х не кратно трем!');
 y:=2*x/3;
 end;
 writeln('Результат Y=',y);
 end.
    Заметьте, как определяется кратность числа. Если Х кратно 3, то остаток отделения числа Х на три равен 0 (x mod 3=0)
Категория: Уроки Pascal | Добавил: yurabobr1 (12.11.2012)
Просмотров: 1743 | Теги: условные оператор pascal, паскаль, условный оператор, оператор pascal, условные алгоритмы, простые, условие, алгоритмы ветвление, if pascal, Оператор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024