Все о Pascal
Главная
Вход
Регистрация
Суббота, 18.05.2024, 13:27Приветствую Вас, программист Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Уроки Pascal [36]
Мемы - "Типичный программист" [1]
Задачи [10]
Заработок в интернете [14]
Олимпиадные задчи [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Уроки Pascal

Урок 2.

Лекция 2.Переменная величина
автор: Садовский Ефим Моисеевич

 1. Повторение.

    На предыдущем занятии мы научились с помощью языка программирования выводить на экран какие-то фразы. Давайте вспомним, как это делается…
Повторение «минимальной» программы, служебных слов (program, begin, end), операторов вывода на экран (write, writeln), клавиши запуска программы и просмотра результатов.

2. Переменные величины.

    Но для написания программ этого, конечно, мало. Хочется, чтобы компьютер задавал вопросы и в зависимости от ответа на них выводил на экран различные варианты ответов.
    Попробуем организовать диалог компьютера с человеком.
    Для этого сначала нам предстоит разобраться с переменными величинами – то есть с теми, значение которых может изменяться в процессе выполнения программы.
    Для того, чтобы компьютер заранее знал, что значение какой-то величины может измениться, эту величину необходимо заранее описать, то есть присвоить ей имя и тип.
Имя переменной величины – один или несколько символов (латинских букв, цифр), первый из которых – буква.
    Тип величины подсказывает компьютеру объем памяти, который необходимо выделить для хранения этой величины.

3. Типы величин:

INTEGER - целые числа по модулю почти до 33 тысяч (это совсем немного!)
LONGINT - целые числа по модулю примерно до 2 миллиардов
REAL - вещественные по модулю от 2.9Е-39 до 1.7Е+38
CHAR - один символ
STRING - строка символов (до 255)
BOOLEAN - имеет 2 значения: FALSE(ложь) или TRUE(истина)
    Буква Е обозначает умножить на 10 в степени.
    На самом деле типов величин, конечно, намного больше, но об этом позже.

4. Объявление величин в программе

    Тип переменной указывается после слова VAR. Все переменные должны быть описаны! Несколько однотипных переменных можно объединять в список, разделяя их запятыми.
Например:
var
 del:real;
 sum,pr:integer;
 text1,t2,t3:string;

5. Примеры программ.

Пример1:
program primer1;
 var
 name:string; 
begin
 write('Как тебя зовут? ');
 readln(name);
 writeln('Привет!',name); 
end.
    Новый оператор readln позволяет после запуска программы в ответ на вопрос 'Как тебя зовут? ' ввести любое имя, которое будет после нажатия Enter записано в переменной name. В результате будет выведена фраза 'Привет!<Введенное имя>'. Если пользователь ввел: «Сергей» - 'Привет!Сергей', если «Иван» - 'Привет!Иван' и т.д.
Оператор readln предназначен для записи данных, вводимых с клавиатуры в переменную, имя которой указано в скобках.

Пример2:

    Вычислить сумму, произведение и частное двух любых целых чисел.
Заметим, что исходные числа – целые (n1,n2 – integer), их произведение – число также целое (pr – integer), а частное может быть любым (del – real).
program primer2;
 var
 n1,n2,pr:integer;
 del:real;
begin
 write('Введите целое N1=');
 readln(n1);
 write('Введите целое N2=');
 readln(n2);
 pr:=n1*n2;
 del:=n1/n2;
 writeln('N1*N2=',pr);
 writeln('N1/N2=',del);
end.

6. Задачи для самостоятельного решения.

    1. Составить программу, которая вычисляет сумму трех целых чисел, вводимых с клавиатуры.
    2. Составить программу, которая вычисляет периметр и площадь квадрата (P=4*a, S=a*a).
    3. Составить программу, которая преобразует температуру в градусах (по Цельсию) на температуру в Кельвинах:
t(Кельвинах) = t(гр.Цельсия) + 273
    4. Составить программу, которая запрашивает Вашу фамилию и после введенного ответа выдает сообщение:
Товарищ .... , Вас приглашают к директору!
    5. Составить программу, которая запрашивает Ваши фамилию, имя и отчество и выдает сообщение:
Уважаемый (имя,отчество), убедительно
просим Вас культурно вести себя на уроках!
(фамилия)! Будь человеком!

К О Н С П Е К Т

1. Типы величин:
    INTEGER - целые числа от -32768 до 32767
    REAL - вещественные по модулю от 2.9Е-39 до 1.7Е+38
    CHAR - один символ
    STRING - строка символов (до 255)
    BOOLEAN - имеет 2 значения: FALSE(ложь) или TRUE(истина)
Буква Е обозначает умножить на 10 в степени.

2. Объявление величин

    После слова VAR указывается имя и тип переменной величины.
    Все переменные должны быть описаны!
Пример:
var
del:real;
sum,pr:integer;
text1,t2,t3:string;
3. Ввод данных с клавиатуры.

Оператор readln предназначен для записи данных, вводимых с клавиатуры в переменную, имя которой указано в скобках.

4. Примеры программ.

Пример1:

 program primer1;
 var
 name:string;
 begin
 write('Как тебя зовут? ');
 readln(name); 
 writeln('Привет!',name);
 end.
Пример2:

Вычислить сумму, произведение и частное двух любых целых чисел.

program primer2;
 var
 n1,n2,pr:integer;
 del:real;
begin
 write('Введите целое N1=');
 readln(n1);
 write('Введите целое N2=');
 readln(n2);
 pr:=n1*n2;
 del:=n1/n2;
 writeln('N1*N2=',pr);
 writeln('N1/N2=',del);
end.
Категория: Уроки Pascal | Добавил: yurabobr1 (12.11.2012)
Просмотров: 1616 | Теги: ПРОГРАММА, ввести, число, целое, переменная величина, переменный, программирование, переменные величины, var, уроки pascal | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024