Лекция 2.Переменная величина автор: Садовский Ефим Моисеевич 1. Повторение. На предыдущем занятии мы научились с помощью языка программирования выводить на экран какие-то фразы. Давайте вспомним, как это делается… Повторение «минимальной» программы, служебных слов (program, begin, end), операторов вывода на экран (write, writeln), клавиши запуска программы и просмотра результатов.
2. Переменные величины. Но для написания программ этого, конечно, мало. Хочется, чтобы компьютер задавал вопросы и в зависимости от ответа на них выводил на экран различные варианты ответов. Попробуем организовать диалог компьютера с человеком. Для этого сначала нам предстоит разобраться с переменными величинами – то есть с теми, значение которых может изменяться в процессе выполнения программы. Для того, чтобы компьютер заранее знал, что значение какой-то величины может измениться, эту величину необходимо заранее описать, то есть присвоить ей имя и тип. Имя переменной величины – один или несколько символов (латинских букв, цифр), первый из которых – буква. Тип величины подсказывает компьютеру объем памяти, который необходимо выделить для хранения этой величины.3. Типы величин: INTEGER - целые числа по модулю почти до 33 тысяч (это совсем немного!) LONGINT - целые числа по модулю примерно до 2 миллиардов REAL - вещественные по модулю от 2.9Е-39 до 1.7Е+38 CHAR - один символ STRING - строка символов (до 255) BOOLEAN - имеет 2 значения: FALSE(ложь) или TRUE(истина) Буква Е обозначает умножить на 10 в степени. На самом деле типов величин, конечно, намного больше, но об этом позже.4. Объявление величин в программе Тип переменной указывается после слова VAR. Все переменные должны быть описаны! Несколько однотипных переменных можно объединять в список, разделяя их запятыми. Например:var
del:real;
sum,pr:integer;
text1,t2,t3:string; 5. Примеры программ. Пример1:program primer1;
var
name:string;
begin
write('Как тебя зовут? ');
readln(name);
writeln('Привет!',name);
end. Новый оператор readln позволяет после запуска программы в ответ на вопрос 'Как тебя зовут? ' ввести любое имя, которое будет после нажатия Enter записано в переменной name. В результате будет выведена фраза 'Привет!<Введенное имя>'. Если пользователь ввел: «Сергей» - 'Привет!Сергей', если «Иван» - 'Привет!Иван' и т.д. Оператор readln предназначен для записи данных, вводимых с клавиатуры в переменную, имя которой указано в скобках.Пример2: Вычислить сумму, произведение и частное двух любых целых чисел. Заметим, что исходные числа – целые (n1,n2 – integer), их произведение – число также целое (pr – integer), а частное может быть любым (del – real).program primer2;
var
n1,n2,pr:integer;
del:real;
begin
write('Введите целое N1=');
readln(n1);
write('Введите целое N2=');
readln(n2);
pr:=n1*n2;
del:=n1/n2;
writeln('N1*N2=',pr);
writeln('N1/N2=',del);
end.
6. Задачи для самостоятельного решения. 1. Составить программу, которая вычисляет сумму трех целых чисел, вводимых с клавиатуры. 2. Составить программу, которая вычисляет периметр и площадь квадрата (P=4*a, S=a*a). 3. Составить программу, которая преобразует температуру в градусах (по Цельсию) на температуру в Кельвинах: t(Кельвинах) = t(гр.Цельсия) + 273 4. Составить программу, которая запрашивает Вашу фамилию и после введенного ответа выдает сообщение: Товарищ .... , Вас приглашают к директору! 5. Составить программу, которая запрашивает Ваши фамилию, имя и отчество и выдает сообщение: Уважаемый (имя,отчество), убедительно просим Вас культурно вести себя на уроках! (фамилия)! Будь человеком!
К О Н С П Е К Т 1. Типы величин: INTEGER - целые числа от -32768 до 32767 REAL - вещественные по модулю от 2.9Е-39 до 1.7Е+38 CHAR - один символ STRING - строка символов (до 255) BOOLEAN - имеет 2 значения: FALSE(ложь) или TRUE(истина) Буква Е обозначает умножить на 10 в степени.
2. Объявление величин После слова VAR указывается имя и тип переменной величины. Все переменные должны быть описаны! Пример:var del:real; sum,pr:integer; text1,t2,t3:string; 3. Ввод данных с клавиатуры.
Оператор readln предназначен для записи данных, вводимых с клавиатуры в переменную, имя которой указано в скобках. 4. Примеры программ.Пример1: program primer1;
var
name:string;
begin
write('Как тебя зовут? ');
readln(name);
writeln('Привет!',name);
end. Пример2:Вычислить сумму, произведение и частное двух любых целых чисел. program primer2;
var
n1,n2,pr:integer;
del:real;
begin
write('Введите целое N1=');
readln(n1);
write('Введите целое N2=');
readln(n2);
pr:=n1*n2;
del:=n1/n2;
writeln('N1*N2=',pr);
writeln('N1/N2=',del);
end.
|