Все о Pascal
Главная
Вход
Регистрация
Суббота, 18.05.2024, 12:04Приветствую Вас, программист Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Уроки Pascal [36]
Мемы - "Типичный программист" [1]
Задачи [10]
Заработок в интернете [14]
Олимпиадные задчи [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249

Статистика

Форма входа

Главная » Статьи » Уроки Pascal

Урок 1.

Лекция 1.Среда программирования. Структура программы
автор: Садовский Ефим Моисеевич

 1. Языки программирования. Обзор. Pascal.

    Компьютер не понимает язык человека. И человеку практически невозможно разговаривать с компьютером на его языке (языке электрических напряжений). Поэтому для общения человека с компьютером создаются языки программирования. Их основа – специальные Команды (служебные слова), которые «понимает» компьютер и может написать (набрать) человек (они специальными программами-трансляторами переводятся на язык компьютера). Причем при их наборе нельзя ошибаться ни в одной букве!
    Языков программирования было очень много: алгол, фортран, ада, пиэль, ассемблер, бэйсик, паскаль и т.д. Но сегодня в принципе осталось всего несколько основных: Ява (Java) (программы для Интернета), Cи и Делфи (на этом языке создаются практически все энциклопедии, простые игры, справочники, обучающие программы и т.д.)
    Знакомиться с языками программирования мы начнем с Паскаля (Pascal).
    Почему Pascal? Паскаль – один из наиболее перспективных языков программирования. Он разработан в 1971 году математиком Никлаусом Виртом. Язык получил название в честь знаменитого математика и философа Блеза Паскаля, который одним из первых в 1641 году изобрел суммирующую машину. Основной целью разработки Паскаля было создать язык для обучения программированию.
    В наше время с появлением языка программирования Дэлфи (Delphi) Паскаль получил второе рождение. Язык Дэлфи «основан» на Паскале (все основные команды и синтаксис языка такие же, хотя Дэлфи гораздо шире и «мощнее»). Именно для того, чтобы писать солидные программы на языке высокого уровня необходимо позаниматься «рутинным» Паскалем.
    Это поможет Вам научиться логически мыслить, «понимать» компьютер, вам будет гораздо легче разбираться с новыми программами и, конечно, Вы научитесь сами создавать несложные программы, которые облегчат Вам, например, выполнение домашних заданий.
    Pascal – это язык, который учит аккуратности и четкости (разделы программы нельзя менять местами, необходимо четко представлять работу программы и т.д.)

2. Общая структура программы:

    PROGRAM имя программы; (английскими буквами, одно слово);
    USES подключаемые библиотеки (модули); (дополнительные возможности, их можно подключать к программе в этой строке)
    LABEL список меток; (из одного места программы «прыгать» в другое)
    TYPE описание типов переменных; 
    VAR определение глобальных переменных; (описание всех переменных величин, которые в программе могут изменяться)
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР;
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ;
    BEGIN
основной блок программы
    END.
    Заметьте, что практически после каждой строки стоит точка с запятой! (кроме begin и последнего end, точка после которого завершает программу.) В Паскале после каждой строки за редким исключением ставится точка с запятой – признак конца строки!

3. Минимальная программа:

program primer;
 begin
 end.
    Но эта программа ничего не делает, так как в ней нет операторов, которые что-нибудь делают.

4. Добавление оператора writeln между begin и end.

program primer;
begin
writeln('Я изучаю ПАСКАЛЬ!');
end.
В скобках и апострофах пишем текст.
Общий вид оператора:
write(); - вывод на экран без перевода строки
writeln(); - вывод на экран с переводом строки
    В апострофах пишется тот текст, который необходимо вывести на экран без изменений, то есть так, как написан.
    Операторы write и writeln отличаются тем, что после использования оператора writeln курсор переходит на другую строку, а после write - нет.
    Если 5 раз выполнить вышеуказанную программу, то на экране будут 5 строк:
    Я изучаю ПАСКАЛЬ!
    Я изучаю ПАСКАЛЬ!
    Я изучаю ПАСКАЛЬ!
    Я изучаю ПАСКАЛЬ!
    Я изучаю ПАСКАЛЬ!
    Если оператор writeln заменить на write, то результат будет таким:
    Я изучаю ПАСКАЛЬ! Я изучаю ПАСКАЛЬ! Я изучаю ПАСКАЛЬ! Я изучаю ПАСКАЛЬ! Я изучаю ПАСКАЛЬ!
    Кстати, оператор writeln умеет не только выводить текст на экран, но и считать (не хуже калькулятора). Если набрать 
program primer;
 begin
 writeln(25*8);
 end.
    и выполнить программу, то компьютер выведет на экран 200!
    Спрашивается, зачем столько лишних мучений? Набрал в текстовом редакторе ту же строку – и готово. С этого дня вы пишите программы для других. То есть вам приходится писать много разных операторов для того, чтобы любой пользователь практически ничего не делал (в данном случае просто нажал Enter (запустил программу) – и на экране – предложение.
    Хорошо оформленная и написанная программа должна быть абсолютно понятна любому пользователю. Поэтому пишем все пояснения и вопросы полностью.

5. Основные клавиши

    После набора программы необходимо «запустить на исполнение» - F9. 

6. Выполнить задания.

1. Выведите на экран две строки: (Ваше ФИО)
(адрес).

2. Выведите на экран две строки: 'Ребята!Давайте жить дружно!'
Ваше ФИО
3.
Фразу «Я изучаю ПАСКАЛЬ!» можно получить, записав программу следующим образом:
program primer;
const a='Я изучаю ПАСКАЛЬ!';
begin
writeln(a);
end.
Так как латинская буква а в операторе writeln без апострофов, то выводиться будет не буква а, а ее «содержимое», то есть фраза: Я изучаю ПАСКАЛЬ!
Используя две константы:
а='Мое имя - '
b= (Ваше имя)
в одной строке напечатайте: Мое имя .....>

К О Н С П Е К Т

1. Общая структура программы:
PROGRAM имя программы; (английскими буквами, одно слово);
USES подключаемые библиотеки (модули); (дополнительные возможности, их
можно подключать к программе в этой строке)
LABEL список меток; (из одного места программы «прыгать» в другое)
CONST константы; (постоянные величины, их нельзя изменять)
TYPE описание типов переменных;
VAR определение глобальных переменных; (описание всех переменных величин,
которые в программе могут изменяться)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕДУР;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ;
BEGIN
основной блок программы
END.
2. Вывод на экран строки текста (пример):
program primer;
 begin
 writeln('Я изучаю ПАСКАЛЬ!');
 end.
3. Оператор вывода данных на экран:

write(); - вывод на экран без перевода строки
writeln(); - вывод на экран с переводом строки

4. Основные клавиши

Запуск на исполнение -F9.

Категория: Уроки Pascal | Добавил: yurabobr1 (12.11.2012)
Просмотров: 3365 | Комментарии: 1 | Теги: строка, уроки паскаль, паскаль, язык, урок 1, program, pascal, уроки pascal, программы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Максим Мерунов  
0
а если надо выполнить
Пример ввода:
5 8
2
Пример вывода:
8+5+2=2+5+8
КАК СДЕЛАТЬ!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024